1

 

Соломенная пластика


    Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, не может быть успешно решено без глубокого понимания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.

     Введение учебного предмета «Соломенная пластика» связано с региональным компонентом. Так как Смоленская область и Рославльский район находятся на границе с Белоруссией, значит это регион, который находится на стыке двух культур русской и белорусской.

     Искусство соломоплетения присутствовало в России, но наибольшего рассвета достигло в Белоруссии. Там, до сих пор этому искусству уделяется пристальное внимание, соломенные куклы стали символом культуры белорусов. Свою сувенирную продукцию они часто привозят на Смоленщину и вызывают неподдельный интерес к этому творчеству. Кроме того, в нашем регионе найдены старинные предметы быта, украшенные аппликацией соломкой. Поэтому эта программа актуальна, обусловлена потребностью времени.

     Программа рассчитана на учащихся 3-го класса ДХШ, , так как учащиеся к этому времени получили знания по основам рисунка, композиции, стилизации растительной формы, владеют определенными практическими навыками декоративно-прикладной работы, в силу своих возрастных данных способны выполнять качественные художественные изделия.

     Цели и задачи предмета, требования к результатам освоения предмета:

     Цель данной программы: приобщение учащихся к региональной культуре, знакомство с истоками народного творчества, изучение местных традиций, восстановление забытого вида декоративно-прикладного искусства.

     Задачи программы:

     1. Воспитание у детей и подростков чувства патриотизма к малой Родине.
     2. Развитие мотивации у детей к занятиям декоративно-прикладным искусством.
     3. Формирование эстетического восприятия, художественного вкуса, эмоционально-чувственного отношения к природе и предметам.

     В результате освоения предмета обучающийся должен знать:

     - историю возникновения соломоплетения, соломенной пластики, обрядовых кукол, материалы, необходимые для работы,
     - основы стилизации в цветочной и сюжетной композиции, в соломенных куклах,
     - принципы силуэта, ритма, пластического контраста, соразмерности, статики-динамики, симметрии-ассиметрии в композиции,
     - знание композиционных схем орнамента в полосе, круге, прямоугольнике,
     -виды и способы плетения из соломки,
     -последовательность сборки ромбического «Паука».

     В результате освоения предмета обучающийся должен уметь:

     - самостоятельно составлять декоративную композицию для выполнения аппликации из соломки (криволинейную и геометрическую),
     - на основе стилизации , уметь составлять орнамент в полосе, круге, прямоугольнике из геометрических элементов,
     -уметь правильно заготавливать и подготавливать к работе соломку,
     - методически грамотно и аккуратно выполнять аппликацию,
     - изготавливать каркас соломенной куклы и животного,
     - плести плоские плетенки из соломки,
     - выполнять декоративное убранство соломенных кукол с помощью плоских плетенок,
     - собирать и декорировать композиционно выстроенную подвесную конструкцию «Паук»,
     - уметь последовательно вести работу.

Работы учащихся