
Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, не может быть успешно решено без глубокого понимания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.
Введение учебного предмета «Соломенная пластика» связано с региональным компонентом. Так как Смоленская область и Рославльский район находятся на границе с Белоруссией, значит это регион, который находится на стыке двух культур русской и белорусской.
Искусство соломоплетения присутствовало в России, но наибольшего рассвета достигло в Белоруссии. Там, до сих пор этому искусству уделяется пристальное внимание, соломенные куклы стали символом культуры белорусов. Свою сувенирную продукцию они часто привозят на Смоленщину и вызывают неподдельный интерес к этому творчеству. Кроме того, в нашем регионе найдены старинные предметы быта, украшенные аппликацией соломкой. Поэтому эта программа актуальна, обусловлена потребностью времени.
Программа рассчитана на учащихся 3-го класса ДХШ, , так как учащиеся к этому времени получили знания по основам рисунка, композиции, стилизации растительной формы, владеют определенными практическими навыками декоративно-прикладной работы, в силу своих возрастных данных способны выполнять качественные художественные изделия.
Цели и задачи предмета, требования к результатам освоения предмета:
Цель данной программы: приобщение учащихся к региональной культуре, знакомство с истоками народного творчества, изучение местных традиций, восстановление забытого вида декоративно-прикладного искусства.
Задачи программы:
1. Воспитание у детей и подростков чувства патриотизма к малой Родине.
2. Развитие мотивации у детей к занятиям декоративно-прикладным искусством.
3. Формирование эстетического восприятия, художественного вкуса, эмоционально-чувственного отношения к природе и предметам.
В результате освоения предмета обучающийся должен знать:
- историю возникновения соломоплетения, соломенной пластики, обрядовых кукол, материалы, необходимые для работы,
- основы стилизации в цветочной и сюжетной композиции, в соломенных куклах,
- принципы силуэта, ритма, пластического контраста, соразмерности, статики-динамики, симметрии-ассиметрии в композиции,
- знание композиционных схем орнамента в полосе, круге, прямоугольнике,
-виды и способы плетения из соломки,
-последовательность сборки ромбического «Паука».
В результате освоения предмета обучающийся должен уметь:
- самостоятельно составлять декоративную композицию для выполнения аппликации из соломки (криволинейную и геометрическую),
- на основе стилизации , уметь составлять орнамент в полосе, круге, прямоугольнике из геометрических элементов,
-уметь правильно заготавливать и подготавливать к работе соломку,
- методически грамотно и аккуратно выполнять аппликацию,
- изготавливать каркас соломенной куклы и животного,
- плести плоские плетенки из соломки,
- выполнять декоративное убранство соломенных кукол с помощью плоских плетенок,
- собирать и декорировать композиционно выстроенную подвесную конструкцию «Паук»,
- уметь последовательно вести работу.