 |
|
|
Рисунок является ведущей дисциплиной в системе начального художественного
образования детей и подростков, без которой невозможно обучение предметам «Живопись» и
«Композиция».
Основными задачами детской художественной школы являются задачи общего
художественно-эстетического воспитания учащихся, а также подготовка наиболее одаренных из них к поступлению
в средние специальные учебные заведения.
Главная задача курса «Рисунок» в 1-6 классах детской художественной школы – научить
детей видеть, понимать и изображать трехмерную форму на двухмерной плоскости листа.
Обучение рисунку – это комплексная система последовательно усложняющихся длительных и
краткосрочных учебных заданий. Длительный учебный рисунок с неподвижной натуры традиционно
является главной формой обучения.
Основанный на продолжительном наблюдении и внимательном
изучении натуры, он учит правдиво передавать видимые предметы и явления, их особенности и свойства,
формирует необходимые теоретические и практические навыки.
Учащиеся приобретают необходимые знания
об основах наблюдательной (наглядной) перспективы, о светотеневых отношениях, о пластической
анатомии человека и животных.
Одновременно они приобретают навыки последовательной работы над
рисунком по принципу от общего к частному и от частного к обогащенному общему, а также осваивают
технические приемы рисунка, познают их выразительные возможности (уголь, сангина, соус, пастель и
т.д.).
Кроме того, на занятиях по длительному рисунку проводится работа по воспитанию необходимых
для художника качеств: «постановка глаза», развитие «твердости руки»,
способность «цельно видеть», умение наблюдать и запоминать увиденное, воспитание остроты
и точности глазомера и т.д.
Работы учащихся
|
|
|
Предмет «Живопись» предлагает пятилетний курс обучения детей
( 6 –й год –
дополнительный), поступающих в детскую художественную школу (изобразительное отделение детской школы
искусств) в возрасте 10-11 лет.
Наряду с рисунком и композицией, живопись является одним из ведущих предметов в учебном процессе
в детской школе искусств.
Основными целями предмета «Живопись» являются развитие восприятия цвета с помощью наблюдения
красоты цветовых отношений в природе, формирование у учащихся цветовой культуры, основанной на
изобразительном наследии прошлого.
Основным принципом обучения предмету является нераздельность процесса работы над цветом и формой,
так как решение колористических задач не может проходить в отрыве от изучения формы.
В процессе обучения ученик должен научиться видеть и передавать цветовые отношения сначала в их
простейшем локальном состоянии на плоских формах, затем — на простых цветовых, с учетом теплых и
холодных цветов, далее — на более сложных формах и с более сложными цветовыми отношениями и рефлексами,
и наконец, — в условиях пространственной воздушной среды (как в закрытом помещении, так и под
открытым небом), овладеть техническими приёмами акварельной живописи, гуаши, овладеть основами
цветоведения.
Работы учащихся
|
Основная задача курса «Композиция» - дать учащимся понятие об основных элементах
композиции, без которых невозможен грамотный, сознательный подход к творчеству, развить их образное мышление и
тонкий эстетический вкус.
Этот курс органически связан со специальными дисциплинами учебного плана: рисунком и живописью. Знания, умения и
навыки, полученные учащимися при изучении специальных дисциплин, закрепляются в композиционных заданиях и
находят творческое применение при исполнении учебных композиций.
В течении курса учащиеся получают представление об отличии станковой композиции от других предметов и в тоже
время тесную взаимосвязь с ними.
Занятия строятся с учетом возрастных особенностей детей и, в первую очередь, с учетом особенностей их
пространственного мышления.
Художественно-творческое развитие учащихся осуществляется по мере овладения навыками изобразительной грамоты.
Курс станковой композиции является на сегодняшний день одним из актуальных в художественной школе. В его задачу
входит знакомство учащихся с ролью творческого сочинительства в жизни художника.
Предмет необходим для профессиональной ориентации учащихся, для более осознанного выбора будущей профессии.
Работы учащихся
Программа учебного предмета «История изобразительного искусства» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области изобразительного искусства «Живопись».
Курс рассчитан для учащихся детской школы искусств и включает в себя пять лет обучения.
Теория изобразительного искусства является неотъемлемой частью художественной культуры. Произведения прикладного искусства отражают художественные традиции нации, миропонимание, мировосприятие и художественный опыт народа, сохраняют историческую память.
Ценностью различных видов и жанров произведений искусства состоит не только в том, что они представляют мир, материальную культуру, но еще и в том, что они являются памятниками духовной культуры и как художественные произведения разных периодов времени, отвечают нашим эстетическим идеалам, сохраняя историческую связь времен, поколений.
Изучая данную программу, учащиеся научатся ценить произведения искусства разных эпох, расширят свой кругозор, переосмысливая увиденное и услышанное на занятиях по истории искусства. Теория изобразительного искусства является полноправной и полноценной частью художественной культуры, развиваясь по своим законам, определяемым временем.
На занятиях
|
Скульптура и керамика, как вид декоративно-прикладного искусства, относятся к
группе пластических искусств и теснейшим образом переплетены между собой.
Скульптурные и керамические произведения можно не только видеть, но и осязать. Иногда трудно определить,
к какому виду искусств относится та или иная вещь, изготовленная из глины, так как язык академической скульптуры
и прикладной керамики один и тот же: линия, объем и их состояния.
Слово скульптура (лат.) обозначает высекание, резьбу из твердых материалов или, иначе, ваяние. Одновременно
со словом скульптура существует слово пластика, перешедшее к нам из греческого языка и обозначающее работу
в мягком материале – лепку. Со временем в слове скульптура объединились эти два вида деятельности.
Предмет «Скульптура» объединяет эти виды деятельности и направлен на развитие у учащихся умения чувствовать
объем и пространство и передавать их изобразительными средствами.
В процессе обучения детей задания по скульптуре плавно переходят в задания по
декоративно-прикладному искусству – керамику. Учащиеся теснейшим образом соприкасаются с народным ремеслом.
Воспитание на образцах народного искусства способно воздействовать на эстетическое и духовное развитие человека.
Обучение приемам и навыкам традиционного художественного ремесла способствует пробуждению у учащихся интереса как
к творчеству мастеров народно-художественных промыслов, так и к самостоятельному творчеству.
Работы учащихся
|
Целью предмета «Декоративно-прикладная композиция» является развитие творческих
способностей детей и приобщение их к традиционным народным культурным ценностям, истокам народного искусства.
Для достижения данной цели необходимо создание благоприятных условий для развития каждого ребенка с учетом его
мотиваций и представлений, воспитания у детей интереса к занятиям.
Занятия декоративно-прикладным творчеством
развивают такие личностные качества, как: аккуратность, внимание, терпение.
Содержанием предмета «Декоративно – прикладная композиция» является формирование необходимых знаний о русской
традиционной культуре, практических умений и навыков росписи деревянных поверхностей, росписи по ткани,
выполнения разных видов вышивок, технологией изготовления текстильной традиционной народной игрушки
(кукла-берегиня), текстильной современной игрушки (кукла-тильда и др.), овладение техниками «Батик»,
«Коллаж», «Гобелен», «Лоскутное шитьё», «Роспись по дереву», знакомство с цветовым композиционным решением задачи.
Знания и умения, полученные при обучении по предмету «Декоративно-прикладная композиция», помогут учащимся в
дальнейшем заниматься декоративно-прикладной деятельностью, создавать произведения для конкурсов и выставок.
Работы учащихся
|
Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, не может быть успешно решено без глубокого понимания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.
Введение учебного предмета «Соломенная пластика» связано с региональным компонентом.
Так как Смоленская область и Рославльский район находятся на границе с Белоруссией, значит это регион, который находится на стыке двух культур русской и белорусской.
Искусство соломоплетения присутствовало в России, но наибольшего рассвета достигло в Белоруссии.
Там, до сих пор этому искусству уделяется пристальное внимание, соломенные куклы стали символом культуры белорусов.
Свою сувенирную продукцию они часто привозят на Смоленщину и вызывают неподдельный интерес к этому творчеству.
Кроме того, в нашем регионе найдены старинные предметы быта, украшенные аппликацией соломкой.
Поэтому эта программа актуальна, обусловлена потребностью времени.
Работы учащихся
Пленэр (от фр. en plein air — «на открытом воздухе») — живописная техника изображения объектов при естественном свете и в естественных условиях.
Этот термин также используется для обозначения правдивого отражения красочного богатства натуры, всех изменений цвета в естественных условиях, при активной роли света и воздуха.
«Пленэр» является неотъемлемой частью процесса обучения в детской художественной школе. Он проводится после годовых просмотров, экзаменационных испытаний, в начале лета (июнь), и является продолжением классных учебных занятий по рисунку, живописи и композиции.
Летняя учебная практика – «пленэр» проводится ежегодно в 1 – 4 классах. Количество учебного времени на ее проведение – 28 академических часов в одной группе . Пленэрные задания представлены живописными и графическими работами, зарисовками и набросками.
Учитывая специфические особенности живописи на пленэре, как живописи на открытом воздухе, основные цели занятий направлены на приобретение и развитие у учащихся следующих знаний и навыков:
- умение воспринимать натуру в крупномасштабном, трехмерном пространстве, а её изображение – в двухмерном пространстве на плоскости;
- умение воспринимать натуру целостно, с учетом общего тонового и цветового состояния освещенности;
- умение воспринимать тепло-холодные отношения и оттенки в зависимости от освещения, среды, пространственного удаления планов, применяя на практике законы цветоведения, линейной и воздушной перспективы;
- умение сравнивать цвета натуры в их сочетаниях по цветовому фону, светлоте, насыщенности, исходя из особенностей пейзажной живописи;
- применение при исполнении этюдов метода работы большими цветовыми и тональными отношениями, выдерживая общий тонально-цветовой масштаб;
- умение создавать выразительные композиционно-цветовые решения в этюдах с натуры и по памяти, а так же (в старших классах) создавать художественные образы в самостоятельных работах, выполняемых на основе глубокого изучения явлений природы;
- использование этюдов пленэра наряду с набросками и зарисовками , как подготовительный материал к текущим учебным заданиям, в том числе по композиции.
Работы учащихся
В младшем школьном возрасте необходимо реализовать потребность ребенка в творческо - познавательной деятельности через занятия, посвященные искусству, через задания по композиции, где решаются темы различных жизненных ситуаций, наблюдаемых в окружающем мире, а также на занятиях, где развивается умение фантазировать и создавать атмосферу волшебства. Для достижения этих целей в школе функционирует подготовительное отделение.
Подготовительное отделение школы работает с 1997 года, изначально оно было открыто, как отделение, существующее на условиях самофинансирования, сейчас это платные дополнительные услуги.
Со временем количество учащихся увеличилось с 26 до 104.
Подготовительное отделение школы представлено 4 классами художественно-эстетического развития:
Для учащихся 6-7 лет работает класс «Солнышко» (преподаватель Ерохова В.В.) , где учащиеся начинают постигать азы владение различными художественными материалами, учатся составлять композиции, вписывать их в размер листа, учатся познавать мир через оригинальные и выразительные образы. На занятиях у детей развивается моторика рук , расширяются способности творить в коллективе, проходит знакомство с миром бумаги, объема и конструирования.
Для учащихся 7-8 лет открыт класс «Глазурь» ( преподаватель Выдрина А.И.), на занятиях в этом классе учащиеся не только рисуют, используя различные материалы, но и лепят из глины и пластилина.
Для учащихся 9-11 лет открыты два класса, непосредственной подготовки, к поступлению в первый класс ДХШ. В классах «Акварелька» (преподаватель Климова Н.В.) и «Ежики» (преподаватель Куприченкова Н.В.) у учащихся не только развивают их творческие способности, но и целенаправленно готовят для поступления в 1 класс.
Главной задачей подготовительного отделения школы является развитие творческих способностей, заложенных в каждом ребёнке с рождения. В школе созданы оптимальные условия для реализации художественно - творческих фантазий детей, для раскрытия их способностей к изобразительной деятельности.
Дети на занятиях изучают творчество художников, посещают школьные выставки детского художественного творчества. Свое положительные результаты приносит сотрудничество с городским выставочным залом, где проводятся выставки обучающихся , викторины и итоговые праздники.
Программы подготовительного отделения позволяют развить творческие способности детей к рисованию, расширить их кругозор, а главное – выявить их потенциальный интерес к изобразительному искусству и подготовить к первому классу основного художественного отделения.
Творческие работы учащихся подготовительного отделения принимают участие в конкурсах, фестивалях, выставках, где занимают призовые места.
На занятиях
|
|